Как повлиял на отрасль «короновирусный кризис» в Калининграде

«На 30–40 % уменьшились объемы производства»

Указ об установлении нерабочей недели не коснулся предприятий мясопроизводителей. Они попали в категорию организаций, на которых действие не распространяется, так как они обеспечивают население продуктами питания и товарами первой необходимости. Тем не менее, карантинные меры не обошли стороной калининградских производителей. Как ситуация с коронавирусом повлияла на отрасль, о снижении спроса, естественных требованиях таможни, практике по любой проблеме бежать к губернатору и наследии АЧС рассказал в интервью RUGRAD.EU президент Ассоциации мясопроизводителей Калининградской области Роман Есипов.

 

— Как повлиял на отрасль «коронавирусный кризис»?

— Снабжение продуктами питания населения важный вопрос. Они будут поставляться в магазины в любой ситуации, потому что людям и на карантине нужно что-то есть. Так как мы относимся к производству продуктов питания, то ограничения нерабочей недели на нас не распространяются.

Но ограничительные меры, связанные с пандемией, отразились и на мясопроизводителях. Цены на мясо начали расти, особенно на импортное. Сказывается курсовая разница. Мы отмечаем увеличение стоимости примерно на 10 %. Калининградские компании-поставщики достаточно серьезно поднимают цены на крупы. Губернатор просил сообщать о тех предприятиях, которые повышают цены на сырье. Сейчас мы готовим от ассоциации письма в Минсельхоз и по крупам, и по сырью.

— Какова зависимость региональных предприятий от импортной свинины и поставок из материковой России или весь объем покрывается местными производителями?

— В основном мы работаем на мясе местных производителей. В процентном соотношении я сказать не могу.

 

— В связи с закрытием границ, что с поставками?

— Ситуация с поставками сырья в регион стала сложнее. На границах очереди, часть пунктов пропуска закрыты. Роспотребнадзор ужесточает правила прибытия водителей из других регионов РФ. С одной стороны, ситуация непростая. Насколько мне известно, в течение 12 часов машина должна покинуть территорию Калининградской области, иначе водитель может попасть на 2-недельный карантин. Конечно, это дополнительная нагрузка на бизнес. С другой — все понимают, что этих правил необходимо придерживаться. Никто не хочет подвергать себя и других опасности. Ради прибыли нельзя рисковать здоровьем людей. Поэтому все предписания, которые рекомендует Роспотребнадзор, мы выполняем. На предприятиях введен контроль температуры, все сотрудники работают в масках и т. п.

 

— Каков сейчас спрос на продукцию калининградских мясопроизводителей?

— Спрос упал, и, как следствие, уменьшились объемы производства в среднем на 30–40 %. Подобная ситуация складывается почти в каждом российском регионе, не только в Калининградской области.

 

— Какова доля товаров местных мясопроизводителей на региональном рынке?

— Практически вся продукция, представленная на калининградском рынке, — местного производства. Есть небольшое количество товаров от производителей из других регионов, но наши покупатели выбирают местную продукцию, потому что они уверены в ее качестве. У нас маленькая область, и всё на поверхности: у одного родственник или знакомый работает на каком-либо предприятии, кто-то выбирает продукцию по рекомендации знакомых и т. д.

— Отдельные региональные производители в Славске, Советске жаловались на нехватку сырья. Областные власти уверяют, что его достаточно. На сегодняшний день в регионе существует дефицит местной свинины для обеспечения потребностей мясопереработки?

— Сырья достаточно. Таких случаев, чтобы предприятия останавливали свою работу из-за недостатка сырья, пока нет.

 

— Что касается других участников рынка, им не угрожает прекращение деятельности в 2020?

— По всем предприятиям региона у меня информации нет. Относительно компаний, которые состоят в Ассоциации мясопроизводителей Калининградской области, таких предположений не высказывалось. Все работают в обычном режиме. На сегодняшний день в ассоциации состоят девять крупных производственных предприятий.

 

— В 2019 году были сложности с таможенным декларированием мясного сырья, ввозимого в регион. Со всех контейнеров с мясом, поставляемых в область, таможенные службы должны взять пробу и выдать результаты экспертизы компаниям. Длительность таких мероприятий составляла до нескольких дней. Какова ситуация сейчас?

— Как только в прошлом году возникли сложности с таможенным декларированием, то сразу на площадке союза «Калининградская торгово-промышленная палата» под руководством президента Феликса Лапина собрались руководители региональной таможенной службы и все заинтересованные лица. Вопрос активно обсуждали. Объяснили, что идентификацию сырья можно производить непосредственно при досмотре на границе, а не отправлять в лабораторию на несколько дней. И в связи с этим, руководитель таможни принял решение — эту процедуру упростить. Соответственно, в несколько раз уменьшилось количество рисков по полному досмотру этих грузов. Сейчас этой проблемы нет. Если и возникают подобные ситуации, то это уже единичные случаи. Бизнес всегда реагирует, когда начинаются такие ужесточения.

— Решение проблемы, которое озвучивал бизнеса, — выпускать контейнеры под изолированное хранение. Груз нельзя использовать, но контейнер хранится на территории предпринимателя без оплат логистических услуг. А также для ускорения процесса проведения экспертизы привлекать сторонние лаборатории. Сколько времени может понадобиться для внедрения такого опыта? От каких структур это зависит?

— Это дорогостоящая процедура — под контролем вывезти, доставить и хранить груз. Зачем, когда вопрос решился нормально, и вся ситуация упростилась.

— По словам представителя региональной таможни, Федеральная таможенная служба (ФТС) согласовала снижение риска в 10 раз, то есть остановка контейнеров для отбора проб будет происходить в 10 раз реже. Кроме этого, в прошлом году калининградская таможня начала переговоры с ФТС, чтобы снизить частоту проверок в 50 раз. Уже можно говорить о реальных результатах? Отразились ли эти действия на предпринимателях, работать стало легче?

— Предприниматели заметили, что количество досмотров резко сократилось. Сложно сказать, во сколько раз уменьшилось число проверок, но то, что количество рисков снизилось, — это да. Бизнесу стало проще работать. Предприниматели говорят, что проблем сейчас у них не возникает.

— Компании жаловались на сроки возврата таможней обеспечительных платежей. В региональной таможне пообещали, что возврат таможенных платежей будет осуществляться сразу же после получения заявления от бизнесменов. В какие сроки сейчас возвращают средства? 

— Насколько мне известно, на сегодняшний день особых задержек с возвратами обеспечительных платежей нет. Сейчас средства можно перевести со счета на счет, например, залоговые деньги можно отправить на таможенные платежи, поэтому острой проблемы нет.

 

— В феврале 2020 года одна из калининградских мясоперерабатывающих компаний пожаловалась на сложности при прохождении таможни при вывозе продукции. А именно на факт, что сотрудники таможни требуют предоставлять весь пакет оригиналов документов каждый раз при вывозе, а в некоторых случаях они требуют их предоставления повторно. 

— Есть установленный законодательством пакет документов, который предприниматели обязаны предоставлять при пересечении границ или при поставках. Таможня ничего сверхъестественного не требует. Если перечень документов обозначен, и написано, что необходимо предоставлять оригиналы, значит, оригиналы. Прописаны копии, тогда копии. Самостоятельно сотрудники таможни новые требования не вводят. А повторного предоставления документов требуют только в том случае, если это необходимо, что тоже происходит в рамках действующего законодательства.

— Ряд российских экспертов озвучивают, что основная проблема мясоперерабатывающей отрасли в России сегодня — это административная и фискальная нагрузка на производство. 

— Из года в год одно и то же. Есть определенная нагрузка, которую несет любой бизнес. Главная проблема сегодня — это снижение спроса, покупательской способности, а следовательно, и прибыли предприятий. С падением доходов у компаний складывается тяжелое финансовое положение, и они начинают «считать каждую копейку». Нагрузка немного подросла, но когда текущая работа предприятий идет эффективно с прибылью, то платежи в рамках законодательства, посильны для бизнеса. Вот штрафные санкции практически убивают бизнес, суммы очень большие от 500–800 тыс. руб. Это тяжело и хотелось бы ее ослабить.

 

— В прошлом году были высказаны опасения о том, что Калининградская область рискует остаться без запасов зерна при его активном экспорте. Ежегодно в регионе производится 500 тыс. тонн зерна. Губернатор Антон Алиханов отметил, что мясопроизводители и птицефабрики могут заранее договариваться с производителями о его покупке в конце сезона по гарантированной цене. Как обстоят дела с обеспечением зерном сейчас? 

— Тема зерна к нам не относится, мы занимается переработкой. Что касается способов ведения бизнеса, это личное дело каждого. Но у нас сложилась странная практика, при любой проблеме «бежать» за помощью к губернатору. Эти вопросы находятся в сфере компетенций учредителей и руководителей предприятий. Они сами должны отслеживать ситуацию и понимать, сколько зерна им понадобится, и по каким ценам, и каким образом они будут его закупать. Решение этой проблемы находится не на государственном уровне, а вот такие вопросы, как, например, закрытие границ, его без помощи власти не решить.

 

— В Калининградском Россельхознадзоре отмечают, что АЧС из региона «никуда не денется» Что это значит для мясопроизводителей? Как можно оценить общие финансовые потери от АЧС? Компенсации от региональных властей поступили в полном объеме? 

— Были проблемы с частными подворьями и дикими кабанами. Сейчас вопрос с небольшими фермерскими хозяйствами решается и ведется отстрел диких кабанов. Возможно, какие-то маленькие очаги и остались. Что касается новых, массовых вспышек АЧС в регионе, то, насколько мне известно, их не зафиксировано. Россельхознадзор максимально контролирует ситуацию с АЧС. Они проводят мониторинг и жестко реагируют на какие-либо случаи или нарушения.

В отношении финансовых потерь — собственники и руководители предприятий четко исполняют все предписания и рекомендации контролирующих и надзорных органов. Потому что халатное отношение к упреждающим, профилактическим мерам может в дальнейшем привести к гигантским убыткам, простоям, вплоть до полной остановки производства. А в связи с последними событиями по распространению коронавируса, мы со всеми ведомствами консультируемся и все рекомендации соблюдаем, если что-то не удается сделать сразу, ищем дополнительные возможности и выполняем.

Кто подавал документы на компенсации, все получили. Об отказах в выдаче компенсаций у меня информации нет.

— Вы президент ассоциации мясопроизводителей. Есть еще ассоциация мясопереработчиков, которую возглавляет Евгений Тиваненков. Зачем маленькому региону 2 ассоциации? В каких они отношениях?

— Мясопереработчики занимаются в производством мясных полуфабрикатов и готовых изделий из мяса: колбас, сосисок, копченостей. Мясопроизводители — производством различных видов консервной продукции. Что касается специфики и технологии производства, конечно, они у нас разные. Относительно общих вопросов, которые возникают, то мы стараемся решать их совместно, если такая необходимость возникает. Например, по вопросам с таможенными органами проблемы одинаковые, поэтому собираемся, высказываем мнения, видения и находим оптимальные решения. По сути, выступаем единым фронтом.

 

Интервью: Алена Иванова
Фото: RUGRAD.EU